Для соблюдения регламента в техническом обслуживании любой машины необходима информация о заправочных объёмах баков, картеров силовых установок и узлов, куда заливаются рабочие жидкости в виде масел, топлива, охлаждающей жидкости. В данном материале речь пойдёт о всех заправочных объёмах трактора Беларус МТЗ 1221, которые помогут владельцам техники в понимании объёма, расположения точек заправок и контроля уровня жидкостей, сроков их замены. А также изложенная информация будет полезна для планирования закупок и контроля расхода горюче смазочных материалов при содержании трактора данной марки.
Заправочные точки и объёмы в двигателе
Трактора Беларус 1221 оснащены шестицилиндровыми дизельными установками Д 260 с учётом всех модификационных версий трактора двигатель имеет следующие заправочные объёмы и точки заправки:
Точка заправки | Объём, дм³, масса кг | Марка рабочей жидкости | Периодичность смены, мото. час |
Масляный картер двигателя | 18 | Летом:
SAE 10W-40, SAE15W-40 Зимой: SAE 5W-30, SAE 5W-40 |
250 |
Система охлаждения
Для 1221.1, 1221.2 Для 1221.3,1221.4,1221.5,1221.6 |
26.5 33.5 |
Тосол
ТС Felix 40(до-40°С) ТС Felix 65(до-65°С) |
2000 или не реже 1 раза в 2года |
Корпус ТНВД | 0.25 | Используемое моторное масло | Заправляется разово при установке насоса |
Основной топливный бак | 135±5 | Диз. топливо сорт F с содержанием серы 0,005% | Ежесменно |
Стандартный дополнительный бак | 120 | ||
Ёмкость каталитической нейтрализации выхлопа для машин МТЗ 1221.5, 1221.6 | 20 | Жидкость AUS 32 для снижения выбросов азота | Ежесменно |
Компрессор кондиционера
|
0.6
|
Масло-хладагент PAG
|
По необходимости при обслуживании |
Кондиционер установленный по заказу | 1.05 | Хладон R134a | |
Водяной насос двигателя | 0.05 | Литол 24 | Закладывается разово производителем |
Масло в картер двигателя заправляется через заливную горловину с правой стороны моторного отсека. Непосредственно рядом с местом заправки находится контрольный щуп уровня масла в двигателе. Проверку осуществляют, установив трактор на ровную горизонтальную площадку, спустя 3-5 минут после остановки дизеля. Нормальный уровень должен соответствовать показаниям между нижним и верхним отметками на масломере (щупе).
Разница в объёмах системы охлаждения модификаций данной марки трактора обусловлена усовершенствованием системы охлаждения, в результате выявленного недостатка, характеризующегося перегревом дизеля при продолжительных номинальных нагрузках на пахоте и других энергозатратных работах. Так модификации трактора в 1221.3, 1221.4, 1221.5, 1221.6 отличаются от двух ранних версий машины более мощным радиатором с большей теплообменной производительностью.
Перегрев МТЗ 1221.2 касался зоны 5 и 6 цилиндра двигателя учитывая их значительную удалённость от места охлаждения, учитывая рядное расположение цилиндров дизеля Д 260.
Количество охлаждающей жидкости в системе контролируют по уровню в расширительном бачке системы охлаждения, где количество жидкости не должно опускаться ниже 20 мм от дна и превышать уровень верхней кромки крепёжного хомута расширительной ёмкости.
Топливный насос смазывается давлением системы смазки дизеля, а разовую заправку корпуса ТНВД осуществляют только при установке нового узла или после ремонта и регламентного обслуживания во избежание износа при запуске двигателя.
Точки заправки и смазки трансмиссии
Уровень масла в корпусе трансмиссии контролируется через смотровое окно с прозрачным стеклом, на картере с правой стороны КПП, где уровень должен быть в пределах ± 5 мм отметки «П» (полный). Заправка осуществляется через отдельную горловину расположенную рядом со окном уровня.
Узел или точка заправки | Объём, дм³, масса кг | Марка основной рабочей жидкости | Периодичность смены, мото. час |
Объединённый корпус трансмиссии КПП и задний мост
Трансмиссия в составе с ходоуменьшителем |
43
55 |
Моторное масло
М10-Г2 летом М8-Г2 зима
|
Смена при сезонном обслуживании, но не реже 1000 часов |
Главный редуктор переднего моста |
3.9 |
Трансмиссионное масло ТАп-15В,
ТАД-17 |
1000 |
Корпуса бортовых редукторы переднего моста | 2.0
в каждом редукторе |
Трансмиссионное масло ТАп-15В,
ТАД-17 |
1000 |
Редуктор переднего ВОМ | 3.2 | Трансмиссионное масло ТАп-15В,
ТАД-17, ТЭп15 |
1000 |
Шлицы карданных валов переднего ВОМ | 0.1 | Литол 24 | 500 |
Корпус рабочих мокрых тормозов:
Правый со стояночным тормозом Левый с муфтой блокировки |
1.0 1.5 |
Моторное масло
М10-Г2 летом М8-Г2 зима |
Смена при сезонном обслуживании, но не реже 1000 часов |
Выжимной подшипник муфты сцепления | 0.02 | Литол 24 | 250 |
Подшипник шкворня редуктора ПВМ | 0.12
(4 точки) |
Литол 24 | 125 |
Подшипник крестовины кардана привода ПВМ | 0.0056
|
Смазка №158М | Разово при сборке
Производителем |
Крестовины сдвоенного шарнира ПВМ | 0.0112
(2 точки) |
Смазка №158М | Разово при сборке
производителем |
Ось качения ПВМ | 0.04 | Литол 24 | 500 |
Масло в корпуса главного и колёсных редукторов переднего моста заправляются через контрольно-заливные резьбовые отверстия до нижней их кромки, предварительно вывернув пробки.
Заправка и смазка гидронавесной системы
Уровень масла в гидробаке, также контролируется через прозрачное окно. Нормальный уровень должен соответствовать между нижней меткой «О» и средней меткой «П». В случае, когда трактор агрегатируется с гидронавесным оборудованием требующим значительного вылета рабочих штоков гидроцилиндров (например, с фронтальным погрузчиком или стогомётом), в гидросистему доливают масло до верхней отметки «С».
Узел или точка заправки | Объём, дм³, масса, кг | Марка рабочей жидкости | Периодичность смены и смазки, мото. час |
Гидробак гидравлики с гидроагрегатами
Для 1221.1, 1221.2, 1221.3 Для 1221.4,1221.5,1221.6 |
25.25±0.5 28.5 |
Гидравлические масла: HLP 32, HLP68; 32СТ, 68СТ;№ 32, №68 | 1000
500 (Первая замена) |
Втулка поворотного вала задней навески | 0.02
(2 точки) |
Литол 24 | 500 |
Раскос заднего навесного устройства | 0.01
(2 точки) |
Литол 24 | 1000 |
Втулка оси рычагов передней навески | 0.2
(2 точки) |
Литол 24 | 1000 |
Увеличенный объём масла в гидравлике до 28.5 литров у тракторов последних трёх модификационных версий связан с отличной усовершенствованной системой управления и контроля работы, где также увеличено количество гидровыводов для соединения с гидроузлами.
Заправки узлов системы управления
Узел или точка заправки | Объём, дм³, масса кг | Марка рабочей жидкости | Периодичность смены и смазки, мото. час |
Бак гидросистемы усилителя руля ГОРУ | 9.0 | Гидравлическое масло используемое в гидравлике трактора | 1000 |
Шарнир гидроцилиндра рулевого управления | 0.05
(4 точки) |
Литол 24 | 250 |
Гидростатический привода управления муфтой сцепления 0,2 | 0.2 | Тормозная жидкость
«Росдот» |
1000 |
Гидростатический привод управления основными тормозами 0,2 | 0.2 | Тормозная жидкость
«Росдот» |
1000 |
Шарнир рулевой тяги | 0.02
(2 точки) |
Литол | 1000 |
Уровень масла в системе ГОРУ МТЗ 1221 контролируют по фильтру, установленному под пробкой бака. Нормальный уровень должен соответствовать в пределе между донышком сетчатого фильтра до его середины.
В заключении отметим, что периодичность проведения мероприятий по техобслуживанию абсолютно совпадают с трактором МТЗ 80 (82).